Форум в Израиле - общение без границ
Последние темы
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 3, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 3 Нет
Больше всего посетителей (160) здесь было Пн Июл 31, 2017 11:57 pm
Авторские права
В публикуемых материалах с других сайтов указывается ссылка на источник. Если вы не обнаружили ссылку, сообщите нам и мы исправим ситуацию: поставим ссылку или удалим текст. E-mail: forum.lilah@gmail.comАвторские права
В публикуемых материалах с других сайтов указывается ссылка на источник. Если вы не обнаружили ссылку, сообщите нам и мы исправим ситуацию: поставим ссылку или удалим текст. E-mail: forum.lilah@gmail.comЕвреи в Беларуси
Форум Lilah :: ОКНО В МИР: ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ :: Мир: события, политика и экономика :: Беларусь в рассказах
Страница 1 из 1
Евреи в Беларуси
Более пяти веков проживают евреи на территории современной Республики Беларусь. Их история неразрывно связана с историей моей страны. Здесь родились и выросли многие знаменитые (и неизвестные миру) евреи, которые много сделали как для Беларуси, так и для всего человечества.
У меня лично всегда много было друзей и знакомых среди евреев. К моему великому сожалению почти все они уехали кто в Израиль, кто в США.
Для начала предлагаю прочитать исторический очерк о евреях в Беларуси. Основной материал взят на сайте посольства Республики Беларусь в Государстве Израиль, а так же из других открытых источников в Интернете, с некоторыми моими дополнениями и комментариями.
У меня лично всегда много было друзей и знакомых среди евреев. К моему великому сожалению почти все они уехали кто в Израиль, кто в США.
Для начала предлагаю прочитать исторический очерк о евреях в Беларуси. Основной материал взят на сайте посольства Республики Беларусь в Государстве Израиль, а так же из других открытых источников в Интернете, с некоторыми моими дополнениями и комментариями.
- Спойлер:
- Исторический очерк о проживании евреев в Беларуси
Первые упоминания о евреях Беларуси (на идиш Райсн) относятся к 14 в.: особыми грамотами великий князь литовский Витаутас (Витовт) даровал привилегии евреям Бреста в 1388 г., Гродно — в 1389 г. Имеются сведения о том, что евреи занимались сбором налогов в Новогрудке (1445), Минске (1489) и Смоленске (1489).
В 1495 г. Великий князь Литовский (с 1492; с 1501 — король польский) Александр Ягеллон ввиду тяжелой войны с Москвой и татарами, требовавшей больших денежных затрат, оказался не в состоянии удовлетворить своих кредиторов. Все более увязая в долгах и не имея возможности избавиться от кредиторов-евреев, великий князь не остановился перед крутой мерой и в апреле 1495 издал указ: "Жидову с земли вон выбити". Из страны (то есть из Бреста, Гродно, Трок, Луцка, Владимира-Волынского и Киева) были изгнаны все евреи. Фактически, еврейская община в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ) была ликвидирована. Христианские долги евреям по займам не подлежали взысканию. Уничтожались также все обязательства, документы, договоры, аренды. В 1503 Александр разрешил евреям вернуться в ВКЛ.
Важную роль в развитии экономики Беларуси играли евреи Брест-Литовска, многие из которых были откупщиками налогов и зажиточными купцами. В 1506 г. была основана община в Пинске. Около 1539 г. евреи поселились в Новогрудке, а затем (последовательно) в Минске, Полоцке, Витебске, Могилеве и Орше.
В 1551 г. белорусские евреи получили право избрания раввинов. Тяжбы между евреями решались еврейскими судами на основе еврейского права. Общинное самоуправление сохранялось в Беларуси и под властью России в конце 18 в. и было ликвидировано лишь в 1844г.
Большинство еврейских общин Беларуси находилось под управлением Брест-литовской общины и только несколько — в ведении Пинской общины. В 1692 г. одной из главных стала также слуцкая община. Росли и мелкие общины, находившиеся под покровительством польских магнатов, которые сдавали евреям в аренду свои имения, деревни, трактиры и постоялые дворы. Новые общины старались освободиться от подчинения старым.
"Черными" годами для Беларуси и в частности для Брестской еврейской общины стали 1648, 1656 и 1660 годы. В 1648, при подходе к Бресту войск Хмельницкого многие брестские евреи бежали в Великую Польшу и Данциг. Оставшиеся в городе были вырезаны казаками. Источники называют 2000 убитых евреев в Бресте Московский дьяк Григорий Кунаков сообщал в своей записке царю Алексею Михайловичу о событиях в Бресте: "А Брест-Литовская разорена-ж: на рынку лавок деревянных и каменных нет ни одной, и во всех дворах, в воротах и хоромах двери и лавки, и окна выломаны, ни одного двора целого нет, и жиды все побиты, а достальные разоряют и поклажев мещанских и жидовских ищут, и везде землю роют, и остальцов мещан и мещанских детей из поклажев мучат и огнем жгут".
В 1656 Брест был взят польскими отрядами Стефана Чарнецкого, которые восстали против шведского владычества. Так называемые "повстанцы" вырезали значительную часть еврейского населения города.
В 1660 Брест был разорен и сожжен московскими войсками. Погибла и большая часть еврейской общины города.
Оправиться от потрясений 1648, 1656 и 1660-х годов, оставшиеся в живых брестские евреи не смогли, и постепенно к XVIIIв. брестская община теряет свое значение. Еврейским центром в Речи Посполитой становится Вильно.
[От себя добавлю, что в эти годы второй половины XVIIв. в результате казацких набегов, беспрерывных русско-шведско-польских войн и возникших вследствие этого эпидемий чумы население на территории Беларуси сократилось в два раза. Многие города и местечки вымерли полностью.]
После окончания этих "черных лет" начался интенсивный наплыв еврейского населения в Беларусь из западных районов Речи Посполитой и из Германии, самый пик которого пришелся на конец XVIIв. - 1-ю половину XVIIIв. Новоприбывшие иудеи селились по принципу востребованности их профессии в крупных городах и местечках. Как раз в этих поселках городского типа белорусское еврейское население доминировало в XIX - начале XX в. Численность их составляла 70-90% .
По данным переписи 1766 г., в Беларуси было 62800 евреев-налогоплательщиков (40% всего литовского еврейства). Крупнейшими были минская (1396 человек) и пинская (1350 человек) общины.
После перехода Беларуси к России Шклов стал важным торговым центром на пути между Россией и Западной Европой. В 1847 г. в Беларуси жили 225 727 евреев, а в 1897 г. — 724 548 (13,6% всего населения). В Минске жили 47 560 евреев (52 % всего населения), в Витебске — 34 420 (52,4%), в Могилеве — 21 539 (50%), в Пинске — 21 065 (74,2%), в Бобруйске — 20 759 (60,5%), в Гомеле — 20 385 (54,8 %).
Во время Отечественной войны 1812 г. евреи Беларуси оказали большую
помощь регулярной армии России и партизанам.
Погромы 1881 г. и 1883 г. на Беларусь не распространились. Евреи занимались лесопильным и кожевенным промыслами, розничной торговлей, скупкой сельскохозяйственной продукции (льна, пеньки, щетины), которую евреи-скупщики продавали евреям-купцам, торговавшим с заграницей.
На протяжении столетий Беларусь была одним из крупных центров еврейской учености. В конце 16 в. были основаны первые иешивы в Бресте и Гродно, а в 1685 г. раввин Моше бен Мордехай открыл иешиву в Минске, где с 1722 г. преподавал выдающийся талмудист и историограф И. Гейлприн (Хейлприн; 1660 г – 1746 г.); в 1733 г. талмудист А. Л. Гинцбург (1695–1785) основал в Минске вторую иешиву.
В Беларуси зародились некоторые хасидские направления, в частности, Хабад. В то же время в Беларуси было очень сильно влияние митнагдим. Учрежденные в 19 в. «литовские» иешивы в Воложине, Ивье, Мире и Ружанах дали немало выдающихся ученых и раввинов. В местечках Беларуси сформировался уклад жизни, имевший местные особенности, и особый северо-восточный диалект языка идиш.
В Беларуси сохранилось немало зданий синагог.
Уроженцами Беларуси были писатель Менделе Мохер Сфарим, художник Марк Шагал, историк и мыслитель С. Дубнов, дирижер Б. Хайкин (1904–78), будущие президенты и премьер-министры Израиля Х. Вейцман, З.Шазар, М. Бегин, И. Шамир, Ш. Перес, публицист и общественный деятель А. Ахимеир, раввин и активный участник сионистского движения И. Нисенбаум и многие другие. Здесь основал знаменитую художественную школу И. Пэн. В Полоцке учился Э. Бен-Иехуда, возродивший в Эрец-Исраэль современный иврит.
По сравнению с тем, что происходило в других уголках бескрайней империи, на территории современной Беларуси практически не было еврейских погромов. Жители белорусских вёсок и еврейских местечек, как правило, всегда ладили. Жили дружно.
Беларусь стала первым и наиболее значительным центром еврейского рабочего движения. В 1902 г. в Минске состоялся II Съезд российских сионистов; крупными центрами еврейского рабочего движения были также Бобруйск, Гомель и Витебск. Приверженцами Бунда были ремесленники, рабочие и часть интеллигенции. В 1905 г. Бунд возглавлял революционное движение в Беларуси.
Февральская революция 1917 г. породила в среде евреев большие надежды. Еврейские партии вышли из подполья. В Минске начали издаваться несколько еврейских журналов, в том числе сионистский «Дер ид» и бундовский «Дер векер». На выборах в Учредительное собрание в Минском уезде за сионистов проголосовали 65400 человек, за Бунд и меньшевиков — 16270.
Октябрьская революция 1917 г. внесла радикальные изменения в жизнь евреев Беларуси. В ходе гражданской войны симпатии еврейского населения оказались на стороне советской власти и Красной армии, боровшихся с антисемитизмом. В боях с белогвардейцами и поляками погибли тысячи молодых евреев.
В 20-е гг. XX века была предпринята попытка создать в Беларуси новую, советскую еврейскую культуру на идиш. Была создана сеть школ с преподаванием на этом языке; в 1932–33 гг. их посещали 36 650 учащихся
(55 % всех еврейских детей школьного возраста). Издавались несколько периодических изданий на идиш, из которых следует отметить ежедневную газету «Октябер» и литературный журнал «Штерн». В 1924 г. в Минском институте белорусской культуры было открыто еврейское отделение с филологическим, литературным и историческим секторами. При Белорусском университете существовал институт для учителей еврейских школ. В 1931 г. в 10 судах судопроизводство велось на идиш.
Так выглядела печать главной библиотеки Беларуси - Государственной Библиотеки БССР имени В.И. Ленина в 20-е годы. Надпись сделана на двух государственных языках: белорусском и идиш.
В Минске возник один из центров еврейской советской литературы, здесь творили И. Харик, М. Кульбак, З. Аксельрод. В Беларуси работали еврейские поэты М. Тейф, Х. Каменецкий (1895–1957), режиссер Белорусского государственного еврейского театра (БелГОСЕТа) М. Рафальский, актеры Юдифь Арончик (1908–93), А. Трепель (1908–69), театральные художники Ц. Г. Кипнис (1905–82), Б. Е. Малкин (1908–72) и многие другие. В 30-е годы разворачивался талант известнейшего в Беларуси скульптора, народного художника СССР Заира Азгура (1908–1995 гг.)
Вывеска Белорусского Государственного Университета.
В 20 – 30-е гг. идиш был одним из государственных языков Белорусской Советской Социалистической Республики. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был начертан на гербе БССР на идиш, наряду с белорусским, польским и русским языками.
По переписи 1926 г., в Беларуси жили 407 тыс. евреев (8,2% населения), в том числе в Минске – 53 686 (40,8%), в Гомеле – 37 475 (43,7%), в Витебске – 37 013 (37,5%), в Бобруйске – 21 558 (42%). По переписи 1939 г., в Беларуси осталось 375 тыс. евреев (6,7% населения). Еврейские коммунисты (Евсекция) в Беларуси вели особенно активную пропаганду против иудаизма, еврейского уклада жизни и еврейской национальной солидарности.
В Западной Беларуси (до 1939г., входившей в состав Польши) по переписи 1931 г., на территории воеводств, населенных белорусами (Виленского, Новогрудского, Полесского и Белостокского), евреи составляли 9,7% населения. Прежняя экономическая система сохранилась, евреи продолжали заниматься торговлей и ремеслами, но большинство жили в крайней нужде. Однако еврейская культура развивалась без принудительной регламентации идей. Действовали хедеры и иешивы. В ответ на дискриминационные ограничения польских властей (негласная процентная норма) была создана сеть светских школ на иврите (Тарбут, Явне). Евреи были активны в разных партиях — от коммунистической до ортодоксально-религиозной Агуддат Исраэль; сильным было влияние сионистов. Молодежные сионистские организации от крайне левых (Ха-Шомер ха-ца‘ир) и до крайне правых (Бетар) насчитывали большое количество членов. Идиш оставался разговорным языком еврейских масс; широко был распространен и иврит. Еврейские общины Западной Беларуси поддерживали тесную связь с другими центрами еврейской культуры в Польше: Вильно, Белостоком и Варшавой.
В 1939 г., после присоединения Западной Беларуси к Советскому Союзу, в границах БССР оказалось около 750 тыс. евреев.
С момента вторжения немецких войск на территорию Советского Союза Беларусь стала ареной жестоких сражений, оказавшись на главном, московском направлении продвижения армий Гитлера. Стремительность наступления немецких войск привела к тому, что большинство еврейского населения Беларуси не успело эвакуироваться.
В Бресте 28–29 июня 1941 г. зондеркоммандо СС устроили облавы, в ходе которых было расстреляно пять тысяч человек (из двадцати шести тысяч евреев города). В Пинске 5–7 августа немцы убили 4,5 тыс. евреев (из двадцати тысяч). Всего в первые недели войны в Западной Беларуси было истреблено не менее пятидесяти тысяч евреев. 8 декабря были расстреляны девять тысяч евреев в Слониме, 4,5 тыс. – в Новогрудке. Тысячи евреев погибли в Барановичах, Лиде, Вилейке, Кобрине, Мире и других городах. Волна убийств быстро достигла и восточных областей. В Могилеве в течение сентября–октября гитлеровцы уничтожили около десяти тысяч евреев, в Витебске – шестнадцать тысяч, в Борисове — две тысячи, в Речице – три тысячи (ноябрь). Еще до конца 1941 г. было полностью уничтожено население местечек Паричи, Зембин, Логойск, Чашники и других.
Оставшихся в живых евреев изолировали в гетто. За годы войны в Беларуси было создано сто одиннадцать гетто.
Территории гетто обносились колючей проволокой и охранялись войсками, самовольный выход карался смертью; узники обязаны были носить отличительный знак. В белорусские гетто были доставлены десятки тысяч евреев Германии, Польши, Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Нидерландов. Самые большие гетто были в Минске (сто тысяч человек), Бресте (сорок три тысячи), Бобруйске, Витебске (по двадцать тысяч), Борисове, Волковыске (по десять тысяч), Слуцке (пять тысяч), Гомеле (четыре тысячи), Гродно, Жлобине (по две тысячи). Сорок пять гетто в Восточной Беларуси просуществовали несколько месяцев.
В октябре 1941 г. были проведены «акции» в гетто Слуцка и Шклова, в ноябре — в Бобруйске, Орше, в декабре — в Витебске, Полоцке, Гомеле, Сенно, Чечерске и других. Во второй половине 1942 г. нацисты уничтожили все гетто в Западной Беларуси. 15 октября 1942 г. погибли евреи Бреста, 27 октября по личному распоряжению Гиммлера были расстреляны уцелевшие евреи Пинска. Затем настала очередь гетто Журавичей, Деречина, Голынки и многих других; в октябре 1943 г. было уничтожено минское гетто. Последними 17 декабря 1943 г. погибли узники гетто в Барановичах. По приблизительным оценкам, в гетто Беларуси было уничтожено более пятисот тысяч евреев, в том числе около пятидесяти тысяч евреев из других стран.
Гетто Беларуси были очагами антинацистского сопротивления. Одна из первых подпольных групп во главе с Х. Смоляром возникла в минском гетто. Подпольные организации узников существовали также в гетто Барановичей, Бобруйска, Бреста, Гродно и других городов и местечек. В ряде гетто накануне массовых расстрелов вспыхивали восстания: в Несвиже (22 июля 1942 г.), Мире (9 августа 1942 г.), Каменце (9 сентября 1942 г.), Тучине (23 сентября 1942 г.), Клецке (21 июля 1943 г.). Вооруженное сопротивление оказали также узники гетто в Глубоком, Кобрине, Новогрудке. В Лахве 3 сентября 1942 г. выведенная на расстрел колонна узников бросилась на конвой: погибло около двух тысяч евреев, но шестьсот человек сумели уйти в лес, чтобы присоединиться к партизанам. Некоторые евреи нашли убежище у друзей и знакомых – белорусов и поляков, которые с риском для жизни прятали беглецов.
Война стала общим горем и общим испытанием для белорусов и евреев. Погиб каждый третий житель Беларуси – около 3 млн. человек, из которых 850 тысяч составили евреи.
На данный момент 567 белорусов удостоено звания «Праведник Народов Мира». Но мы убеждены, что если бы исторические условия позволили своевременно выявить всех в Беларуси, кто, рискуя своей жизнью, спасал от смерти евреев и не считал свой поступок подвигом, – белорусы были бы на первом месте по количеству удостоенных этого высокого звания. Сказалось долгое отсутствие дипломатических отношений между СССР и Израилем после 1967 г. – реальные поиски начались только в 90-е гг., когда уже ушли из жизни не только они, но и спасенные, а также свидетели их подвига.
В соответствии с установленными правилами к спискам России, Польши и Украины добавляются праведники – граждане Беларуси, представляющие российскую, польскую, украинскую общины. Но на подвиг этих людей в значительной степени повлияла толерантность белорусов.
В 1979 году в Беларуси проживало 135400 евреев.
В 1989 г. численность еврейского населения Беларуси составила 112 462 человек. В 1986 г. республика сильно пострадала от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Это стимулировало эмиграционные процессы, которые усилились с начала политики перестройки. Алия из Беларуси составила: в 1989 г. – 1121 человек, в 1990 г. – 23 521, в 1991 г. – 15 997, в 1992 г. – 3359, в 1993 г. – 2344, в 1994 г. – 2901; всего за 1989–94 гг. – 49 243 человек, или 34% от общего числа еврейского населения Беларуси в 1989 г. За те же годы еврейская эмиграция из Беларуси в другие страны составила 21 127 человек. В 1995 г. в Израиль репатриировались 4219 белорусских евреев, в 1996 г.– 4381, в 1997 г. – 3369, в 1998 г. – 2258, в 1999 г. – 2692, в 2000 г. – 2560, в 2001 г. – 2003, в 2002 г. – 974.
По переписи 1999 г., еврейское население Беларуси составляло 28 тыс. человек.
Начиная с 2003 года на каждого гражданина Беларуси, решившего выехать на постоянное жительство в Израиль, приходятся два гражданина Израиля, решивших вернуться в Беларусь на постоянное место жительства.
В 1993 году состоялось открытие посольства государства Израиль в Республике Беларусь.
В Беларуси зарегистрировано и активно действует при поддержке государственных структур 47 еврейских общественных национально-культурных организаций, 3 религиозных иудейских объединения, в которые входят 43 общины.
Наряду с христианством, иудаизм в соответствии с Законом «О свободе совести и религиозных организациях» признается традиционной религией в Республике Беларусь, неотделимой от истории многонационального белорусского народа.
Бульбаш- Собеседник
- Регистрация : 2009-11-26
Кол-во сообщений : 174
Возраст : 63
Откуда: : Минск
Работа/Хобби : Пропитание семьи.
Форум Lilah :: ОКНО В МИР: ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ :: Мир: события, политика и экономика :: Беларусь в рассказах
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Май 04, 2022 3:14 pm автор Сан Cаныч
» Реальность сегодня
Пн Май 02, 2022 7:20 pm автор Сан Cаныч
» Какой Израиль мы хотим?
Вт Апр 12, 2022 8:03 am автор Сан Cаныч
» Что происходит?
Чт Окт 14, 2021 2:25 pm автор Сан Cаныч
» Люди и судьбы
Пн Июн 28, 2021 3:48 pm автор Сан Cаныч
» Гаражи Хайфы и Крайот. Рекомендации и отзывы.
Пн Мар 22, 2021 10:44 am автор ЛилАх
» Коронавирус. Психологический аспект
Пн Мар 22, 2021 12:31 am автор ЛилАх
» Предостережение водителям
Ср Мар 17, 2021 8:57 pm автор Сан Cаныч
» Анекдоты здесь, заходите!
Ср Мар 17, 2021 8:17 pm автор Сан Cаныч
» Когда начинается старость?
Ср Мар 17, 2021 5:14 pm автор Сан Cаныч
» Просто стихи. Хорошие и разные.
Вт Мар 16, 2021 8:51 pm автор Сан Cаныч
» Мысли вслух...
Вс Мар 14, 2021 9:37 am автор ЛилАх
» Доброе утро и день!
Сб Дек 07, 2019 1:49 pm автор ЛилАх
» Со свиданьицем
Пн Май 14, 2018 10:46 pm автор ЛилАх
» Эмоции и настроение
Сб Янв 15, 2011 4:12 pm автор valiant
» Вопросы к христианам
Пт Мар 05, 2010 9:24 pm автор David
» * * *
Пт Янв 01, 2010 9:19 pm автор Сан Cаныч
» Женска сумочка = черная дыра))
Чт Дек 31, 2009 1:43 am автор ЛилАх
» Блинчики, оладушки и прочие вкусности.
Чт Дек 31, 2009 12:21 am автор ЛилАх
» В стиле хайку/хокку
Ср Дек 30, 2009 11:27 pm автор ФлуДива